Для мощения дорог камень использовался с древних времен. Сначала он укладывался в необработанном виде, затем, с появлением резательных и шлифовальных приспособлений, для удобства и высокой плотности укладки ему стали придавать форму куба. В современном английском языке «плотность» и «брусчатка» — омонимы и обозначаются одним словом «sett». Для изготовления брусчатки использовали горные породы — гранит или базальт.
На дорогах, которые укладывались брусчаткой в 18 веке, только сейчас стали появляться первые признаки разрушения. Именно доступность материала, его долговечность дает ему вторую жизнь в наше время. Прочный и красивый натуральный стройматериал все чаще применяется на обустройстве дорог, набережных, пешеходных тротуаров и других городских и загородных объектов.
Современное использование брусчатки
Брусчаткой называется как дорожное покрытие, выложенное брусками горной породы в виде куба или параллелепипеда, так и сами эти бруски. Популярность этого строительного материала в последнее время объясняется его долговечностью и эстетичностью, что привлекает государственные муниципальные структуры. Достаточно один раз вложить серьезные средства — и надолго забыть о благоустройстве замощенных брусчатым камнем (не путать с тротуарной плиткой) городских тротуаров, площадей, набережных, подъездных площадок и даже отделанных брусчаткой трамвайных путей.
Для частного загородного строительства долгий срок службы и презентабельный внешний вид брусчатки во дворе, на садовых дорожках, в зоне отдыха и барбекю также являются привлекательными свойствами, но кроме этого владельцы еще и подчеркивают таким образом свой высокий имущественный статус.
На объектах, где механическое воздействие на поверхность не так высоко, используется брусчатый камень из менее прочных осадочных горных пород, чем гранит и базальт. Для ландшафтных работ применяют брусчатку, изготовленную из сланца или известняка. Не следует путать брусчатый камень с тротуарной плиткой в форме параллелепипеда, отлитой из бетона, керамики или силикатов по типу кирпичей.
Преимущества брусчатки
В отличие от тротуарной плитки, асфальта, бетона и других укладочных материалов покрытие брусчатым камнем имеет следующие преимущества:
- высокая несущая способность и износостойкость;
- устойчивость к любым атмосферным воздействиям — морозу, жаре, перепадам температур и влажности, осадкам;
- гравийно-песчаная подушка под брусчаткой обеспечивает качественный дренаж и предотвращает образование луж во время дождя и таяния снега, а также размытие покрытия;
- гравийно-песчаная подушка, обеспечивая подвижность камней относительно друг друга, предотвращает разломы покрытия при нагрузках и даже при сдвигах почвы;
- самый высокий срок службы при одинаковой интенсивности механического и атмосферного воздействия;
- абсолютная экологичность — отсутствие вредных выделений в атмосферу при нагревании и увлажнении;
- эстетичность, возможность разнообразить рисунок укладки, выбирать различные оттенки материала — от белых, песчаных и рыжих до всех оттенков серого и черного;
- ремонтопригодность — при нарушении укладки или при проведении земляных работ на ее месте покрытие можно разобрать и снова уложить, используя те же камни.
Недостатки брусчатого камня
Основной недостаток этого вида дорожного покрытия — продолжение его достоинств. Высокое качество и долговечность стало причиной высокой стоимости материала и укладочных работ, поскольку для этого требуются квалифицированные мастера. Важно не только правильно уложить бруски, но и профессионально обустроить дренаж, иначе на объекте будут постоянно образовываться лужи, что создает неудобства для пешеходов, способствует вымыванию гравийно-песчаной подушки и расшатыванию камней.
Но если высокую стоимость качественных работ и материала разделить на десятилетия эксплуатации, то этот недостаток опять перерастает в достоинство.
Остальные недостатки касаются поведения автомобиля на этом покрытии — низкое сцепление шин с поверхностью брусчатой кладки, высокое сопротивление качению, высокий уровень шума. Эти особенности учитывают городские службы и практически не используют брусчатый камень для покрытия магистралей, дорожки для велосипедистов мостят другими материалами. Для пешеходов неудобство на брусчатой дорожке могут доставить только высокие каблуки туфель.