Метрополитены в Москве и Санкт-Петербурге по праву считаются одними из наиболее красивых в мире. Московское и Питерское метро отличается богатым декором станций и их абсолютной непохожестью одна на другую. Но мало кто знает, что роскошь и дороговизна декора во многом обусловлены использованием в отделке натуральных камней.
На Западе природные камни считаются дорогим материалом, они редко применяются для украшения государственных объектов. Западная экономия выражается в использовании искусственно созданных отделочных материалов. Однако необходимо отметить, что большинство российских станций возводились в годы СССР, когда экономия на подобных вещах была неприемлема. Именно поэтому отечественный метрополитен славится великолепным убранством и даже помпезностью.
Строительство метро в России сегодня поддерживает традиции. Почти все новые станции облицовываются природными камнями. Вспоминая наиболее известные своей красотой остановки, можно наблюдать следующую тенденцию:
- оформление полов, путевых поверхностей и холлов осуществлялось высокопрочными, преимущественно грубыми породами — габбро и гранитом;
- колонны, башни и стены выполнялись из привлекательного мрамора;
- колотая темная брусчатка из гранита использовалась для мощения пространства вокруг станций;
- гранитная плитка применялась для мощения полов холлов и входов.
Отделка метрополитенов
В течение первых десятилетий работы метро в современной столице РФ станции отделывались привозными материалами: мрамор везли с Урала или Грузии, гранит — из Украины. Для устройства пола использовался преимущественно черный гранит. Впервые на ст. Технологический институт в Санкт-Петербурге в качестве материала для мощения был применен габбро-норрит, привезенный с Кольского полуострова. Ранее данный камень выступал как основа для изготовления мощеной брусчатки. Напольная поверхность на ст. Площадь Восстания также оформлена из габбро и разных видов гранита.
Отделка ст. Кировский Завод в Петербурге произведена четырьмя сортами природного камня. Колонны и стены здесь оформлены двумя типами мрамора — коркодинским и грузинским из Сванетии. Гранитные полы имеют окантовку из габбро. В результате такого смешения получилась уникальная, невероятно привлекательная и эффектная композиция.
В 70-х гг. прошлого столетия начались активные работы по добыче природного камня на Карельском полуострове. Оттуда и начали возить:
- габбро диабаз — Кирикованские, Ропручейские залежи;
- гранит — Каменногорские, Кузнечные залежи, Возрождение;
- кварцит — Шокшинский;
- мрамор — Рускеальский.
Наибольшие объёмы габбро и гранита — на ст. Горьковская, Академическая, Черная Речка и других.
Облицовка метрополитена в СПБ
Первые остановки метро в Ленинграде открылись в 1955 г. На сегодняшний день их количество превышает 70. Каждый год метрополитен СПБ обслуживает около 800 млн. пассажиров. Питерское метро является самым глубоким в мире, а каждая из его станций считается настоящим шедевром архитектуры и дизайна. Наибольший восторг вызывают ст. Невско-Васильеостровская, Фрунзенско-Приморская, Московско-Петроградская и Правобережная.
Полы ст. Пушкинской выполнены из Токовского гранита, имеющего насыщенный красный цвет, а стены оформлены мрамором белого оттенка. На ст. Нарвская полы — из черного гранита, а стеновые поверхности — из мрамора различных цветов с яркой рубиновой окантовочной полосой. Полы ст. Адмиралтейская — из красных и серых видов гранита, стены — из интересного голубоватого мрамора.
В метро СПБ сначала применялись мрамор с Урала и гранит из Грузии. Впоследствии инженеры стали активно использовать камни из месторождений вблизи Мурманска — качественные и удобные в транспортировке. Полы некоторых станций декорированы разноцветным гранитом и габбро диабазом. Декор многих переходов между остановками осуществлялся с помощью красного и темноцветного гранита. С 1970 г. грузинский мрамор заменили на аналогичный узбекистанский материал с более низким радиационным фоном.